• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Shibaimachi (список заголовков)
03:12 

Животные в кабуки

Shibaimachi
отсюда

Насчет чтений названий не уверена, потом надо будет разобраться подробнее



читать дальше

@темы: Кабуки

00:45 

Ичикава Дандзюро IX

Shibaimachi

читать дальше
читать дальше
Полагаю, что начинать рассказывать об актерах кабуки с Ичикава Дандзюро IX - это в наше время глубоко правильно. Потому что тому, каким мы видим кабуки сейчас мы во многом обязаны именно этому человеку. Именно он сделал очень много для популяризации кабуки в Японии, а также для сохранения этого старинного жанра. В этом посте я, пожалуй, суммирую все, что мною о нем вычитано в разных источниках, а впоследствии думаю, вывесим также и биографические справки.
Ичикава Дандзюро IX (1838-1903) явился своего рода вехой на пути кабуки из периода Эдо в современность.
В частности, не без влияния Дандзюро IX актеры кабуки приобрели полноценный социальный статус, которого не имели в токугавской Японии.
под катом много текста и видео

22:30 

О сообществе

Shibaimachi
Мы подумали и пришли к выводу, что будет нелишним объяснить, как тут все устроено и почему оно устроено так, а не иначе. Ответим на некоторые самые простые.
1. Почему Shibaimachi?
Гундзи Масакацу пишет: "Слово "сибаи" в средние века было широко распространено. А выражение "сидеть в театре" ("сибаи-ни дзасу") имело также значение "занимать места на траве". Позднее оно стало обозначать место, разделенное на определенные участки, откуда зрители смотрели борьбу сумо и различные представоения... В театре кабуки под словом "сибаи" вначале тоже подразумевались места для зрителей. Позднее оно стало означать театр в целом, а затем включило в себя и сам спектакль... словом "сибаи" подчеркивалась особенность кабуки как театра для простого народа". (Гундзи Масакацу, "Японский театр кабуки" с. 67, 70). Ну а дальше понимаете. Театральный квартал...
В общем, мы хотели подчеркнуть, что нас интересует японский театр в первую очередь с точки зрения зрителей.

2. Кто все эти люди на аватарках?
На аватарках размещены портреты выдающихся актеров кабуки 20-21 веков. Все аватарки подписаны сценическими именами с указанием поколений. Впоследствии мы надеемся расширить "парк" аватарок портретами актеров кёгэн, исполнителей нихон-буё и других представителей сценическогои искусства Японии.

3. Почему фон в полосочку?
Фон сообщества покрашен в цвета агэмаку (трехцветного занавеса) токийского театра Кабуки-дза, в качестве портрета использована осигума с кумадори арагото Watônai. перевожу: отпечаток на тонкой ткани грима положительного персонажа героического аплуа по имени Watônai (из пьесы Kokusen'ya Gassen). Такие отпечатки в театре кабуки принято делать после особенно удачных спектаклей. Осигума являются предметом коллекционирования.

4. Как разобраться во всех этих словах в тегах и в предыдущем абзаце?
Собственно, это одна из задач сообщества. Мы планируем писать посты, в которых постараемся рассказать о тех понятиях в рамках японского традиционного театра, которые нам известны. Также мы планируем создать глоссарий на базе перевода англоязычного глоссария с сайта Kabuki21.com, а также с использованием доступных нам литературных источников. Будем благодарны за дополнения и комментарии.

5. И наконец не вопрос, а предложение. Пожалуйста, в комменты к этому посту складывайте пожелания о том, каким вы хотите видеть сообщество. Принимаются заказы в духе "Напишите общий пост о кабуки", "Что такое нихон-буё", "Что такое Шибараку" и тому подобное. Опять же если у вас есть чем поделиться - пожалуйста, приходите и делитесь). Будем рады).

Ссылка на пост помещена в эпиграф.

@темы: оргвопросы

20:59 

"Правосудие совершается, возмездие приходит мгновенно - но уже поздно".

Shibaimachi

В 1999 году в Москве в рамках Чеховского фестиваля гастролировала труппа "Тикамацу-дза" со спектаклем "Сонэдзаки синдзю" ("Самоубийство влюбленных в Соннэдзаки"). Эта пьеса, первоначально написанная Тикамацу Мондзаэмон для кукольного театра Нингё-дзёрури, является также и первой из классических бытовых пьес кабуки, пьес того периода, когда кабуки начал развиваться и как психологический театр.
В спектакле, привезенном в Москву, роли куртизанки О-Хацу (на фото в начале поста) и ее возлюбленного тёнина Токубея исполняли 72-х летний Саката Тодзюро IV (Накамура Гандзиро III) и его сын 40-летний Накамура Кандзяку V. Подлеца Кухейди играет Накамура Кикаку II.

История в целом незамысловата, но сокрушительна своей предопределенностью примерно, как трагедия царя Эдипа. И хотя в "Сонэдзаки синдзю" нет ни царей, ни богов, и рассказано всего лишь о любви торговца и куртизанки, а причиной трагедии является невозвращенный долг, - тем более сокрушительной выглядит трагедия влюбленных, которые считают, что "самоубийство - в любом случае неплохой выход".
отдельного упоминания достойна техника игры. Гандзиро вовсе не выглядит 19-летней девушкой, разумеется в допущении, что 72-х летний старик играет девушку, есть определенная доля условности, сценречь женских ролей в кабуки - это достаточно странно звучит для европейского уха. Однако он каким-то удивительным образом создает фон, на котором исполняющий роль Токубея Кандзяку выглядит неимоверно трогательно. В общем-то выбор самоубийства как решения проблем - это его выбор, потому что О-Хацу к самоубийству всегда готова. И как раз этот выбор, эта, как мы увидим к концу спектакля, величайшая ошибка Токубея, и является центральной линией спектакля.

В сети попалось старое интервью с Гандзиро, каковое и привожу. Неточности в интервью на совести автора, но на всякий случай, О-Хацу все-таки куртизанка, а не гейша. =)
читать дальше
Запись с московских гастролей можно скачать по ссылке

@темы: Тачияку, Севамоно - бытовые пьесы, Оннагата, Кабуки, Актеры

20:00 

Приветственный пост.

Shibaimachi
Театр - это одно из самых наглядных свидетельств культуры. Художник эпохи может умереть безвестным и его откроют поколения спустя, писатель и поэт могут обогнать свое время. Но театр должен существовать во времени, собирать публику здесь и сейчас.
Изучая театр, мы видим бесценное свидетельство эпохи: представления общества о самом себе, о важных проблемах, о конфликтах, о героях и злодеях, о принципах по которым устроена жизнь.

Японский театр - необычное зрелище для европейского человека, но еще более необычный феномен с точки зрения именно театра. Он сохраняет многовековые традиции, и при этом выглядит порой как самый смелый авангард, он совмещает в себе мистерию и драму, музыкальный театр и искусство танца.
Истории жизни актеров и кланов так же интересны, как истории их персонажей на сцене, традиции костюма, музыки. языка, сценографии - глубоки и часто неожиданны.

После двух лет сбора информации, совместного просмотра фильмов и нескольких совершенно безумных затей мы решили, что больше не можем, и хотим общаться с людьми и делиться найденным. Мы совершенно не претендуем на звание знатоков японского театра. В этом вопросе знатоками являются разве что сами носители традиции. Но мы испытываем истинное наслаждение от соприкосновения с этой традицией и хотим содействовать популяризации японского театра среди русской публики.

Добро пожаловать в сообщество, посвященное японскому традиционному театру!

Театральный квартал

главная